Поиск
  • tsfnn

Дом Скворцовой | Короленко 18


Дом Скворцовой (ул. Короленко, 18)

Будто застывший во времени, спрятанный в глубине квартала церкви Трёх Святителей, некогда невзрачный дом Скворцовой, становится новой точкой притяжения на карте заповедной исторической территории Старого Нижнего. В 2018 году открыв возможность для обновления, он позволил энергии жизни воплотиться не только внутри собственных стен, но и выйти за их пределы.


Начало новой жизни


Все началось четыре года назад. Стараниями главного архитектора Научно-исследовательского предприятия «Этнос» Ирины Агафоновой, юриста Марины Чуфариной и историка архитектуры, искусствоведа Алексея Гриц, расселенный дом был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия и поставлен на государственную охрану.

В этом же году дом открывает двери фестивалю восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Сам фестиваль зародился в 2015 году в Самаре и через три года пришел в Нижний Новгород. Дом Скворцовой стал пилотным проектом общественного движения, собрав вокруг себя активное сообщество неравнодушных горожан, которые своими силами на средства спонсоров восстановили облик этого памятника градостроительства и архитектуры конца XIX — начала ХХ веков.




Дом с историей
Построен по проекту 1891 года для вдовы титулярного советника Авдотьи Кирилловны Скворцовой на месте сложившейся городской усадьбы и предназначался для сдачи в наём. Первоначальной владелицей усадьбы была вдова поручика Любовь Григорьевна Дудина, которая и продала ее Авдотье Кирилловне. Все постройки Дудиной были снесены и на их месте выстроен ныне существующий дом, а также два небольших деревянных здания, которые увы не дожили до наших дней. Задняя половина владения была занята садом. В 1907 году собственником усадьбы стал Николай Алексеевич Охотин, владевший ею до Октябрьской революции.

Примечательно, что дом сумел практически полностью сохранить свой первоначальный облик, а также внутреннюю планировку и отделку интерьеров. Однажды во время ремонта одной из гостиных, под слоями обоев открылись стены, покрытые старинной краской: перемешавшиеся, наложившиеся один на другой слои, сейчас представляют собой подобие фрески. Стены были бережно покрыты лаком и сохранили свой потрясающий колорит.



Возрожденные из пепла


Дом хранит в себе память о жителях разных времен. Фрагменты былой жизни, историй людей, возникают — иногда в буквальном смысле — из пепла. Найденные на чердаках, в подвалах, в огромных залежах мусора и хлама, обрывки писем, фотографии, документы, предметы быта — те подлинники, монументы с зашифрованной в себе информацией, подобрав ключ к которой, иногда удается вновь оживить, вытащить на свет из тьмы забвения, казалось бы, навсегда ушедшие истории.


Так стараниями волонтеров и координаторов Том Сойер Феста, ставшими хранителями этого пространства, при разборе кладовок были найдены фронтовые дневники — обрывки записей Леонида Елистратова. В них — безжалостная реальность войны отражается в глазах 18-летнего парня, ставшего её Героем. А позже — уже в мирное время — литературный дар и закаленный характер дали ему возможность реализовать себя в журналистике и стать заместителем редактора «Горьковской правды». Дом Скворцовой стал последним местом жительства Леонида Елистратова. Сейчас на втором этаже из подлинных вещей воссоздан кабинет Елистратова, где хранятся его фронтовые дневники.


Возродилась история и еще одного жителя дома — советского фотокорреспондента Эрнеста Круткова. В подсобных помещениях были найдены негативы фотографа, бережно сохранены и сейчас распечатаны. Оказалось, что это были снимки, сделанные Эрнестом специально к 750-летию города — удивительная перекличка с сегодняшним днем. Увидеть былой колорит города на снимках, которые должны были быть навсегда погребены под завалами мусора в пустующем доме, теперь можно на втором этаже в одной из гостиных.



Архитектура


Двухэтажный деревянный дом на каменном цоколе. Автор проекта, к сожалению, не известен. Дом Скворцовой – выразительный пример жилой деревянной архитектуры периода развитой эклектики с богатым фасадным декором, выполненным в технике пропильной резьбы, относящим к некоторыми чертами и мотивами народного зодчества. У дома есть довольно редкая особенность – световой фонарь с витражным остеклением (один из немногих сохранившихся до наших дней). Возвышающийся небольшой башенкой над крышей, внутри производит потрясающее впечатление, увеличивая объем пространства и наполняя помещение естественным светом.