tsfnn
Здесь больше нет боли….или реставрация единственного деревянного дома на Варварке

Жители города заметили, что так называемый "Дом с болью" № 8 начал исчезать с улицы Варварской. Его разбирают и вывозят. Осталось всего несколько бревен и фундамент. Что происходит? Неужели все таки снос или же реставрация, как было заявлено ранее?
Пронумерованные бревна вселяют уверенность, что работы проводятся в соответствии с проектом, что не получится также, как с домом Павловой на Щелоковском хуторе, когда дом разобрали и оставили.

Подрядчиком выступает ГП НО "ДиРОН", субподрядчиком ООО "Гефест". Директор субподрядной организации Сергей Комаров рассказал, что полностью восстановить дом не получится, часть сруба, элементов и декора пойдут под замену. Удивительно, что вообще что-то сохранилось.
Четверть века дом пустовал
В 1996 году в доме произошел пожар. С тех пор жильцов выселили, дом со временем законсервировали. После пожара отремонтирована была только кровля.

Но дома в Нижнем умеют терпеливо ждать своего часа, и вот освобожденный от фанеры и мусора дом вновь увидел город.
Свой творческий след на доме в 2018 году оставил художник из Екатеринбурга Илья Мозги. Во время фестиваля "О'Город. Окно" в партнерстве с фестивалем "Место" он разместил на фасадах здания работу под названием "Здесь больше нет огня, то каждую секунду теплей от тебя". Кто-то закрасил часть слов, и осталось только "Здесь боль".

Сергей Комаров вместе с рабочими узнал, что такое настоящая боль дома. Он обратил внимание, что состояние кровли сейчас в катастрофическом состоянии. Крыша держалась только на листах металла, поэтому после реставрации кровля будет новой – фальцевой.
Далее – сам сруб. После возгорания он также пострадал. Воды подлили и пожарные. За это время некоторые, особо пострадавшие бревна, начали еще и гнить. Но часть из все же сохранились и не рассыпались. Для 200-летнего дома это достижение. И если бы существовала книга рекордов по долголетию зданий – дом Щелокова однозначно занял верхние позиции.
И все же старичку потребуется реабилитация. Те бревна, которые пойдут под замену, уже подобраны. Это будет сосна 10-15 летнего возраста. Сейчас рабочие вывозят остатки сруба.

После истории с домом Павловой на Щелоковском хуторе сразу встает вопрос: а куда везут сруб? Сергей Комаров ответил, что их транспортируют на закрытую площадку в холодные ангары. Площадка находится в одном из районов Нижегородской области. Общая площадь территории более 1,5 га. В марте этого года бревна планируют вновь привезти на Варварку и начать сборку сруба. Авторский надзор ведут сотрудники госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Утеплять бревна будут межвенцовым утеплителем - джутом (в составе воск и пектин). Также предусмотрена противопожарная пропитка бревен.
Что касается главного фасада здания, то декор будет выполнен из новых материалов ввиду плохой сохранной прежних.
Что внутри?
Внутри дома предметом охраны является поворотная лестница с забежными ступенями. Еще одну такую же в городе вряд ли получится найти. В лучшие времена она была украшением дома. Сейчас же, рассказал Сергей Комаров, она сильно поражена, изъедена паразитами, местами сгнила. Ее также увезли на производство. Часть ступеней и перил восстановят, часть - будут новодельными.


Состояние фундаментов оценивается как удовлетворительное.
Что касается наличников, то материал декоративных элементов находится в разной степени деструкции. Дерево рассохлось, местами сгнило, поэтому, по всей видимости, восстановить прежние наличники уже не получится. Согласно данным инженерных исследований, состояние здания в целом - неудовлетворительное.
История дома
Дом является замечательным образцом стиля классицизм. По архивным материалам и акту госэкспертизы строительство можно отнести к 1820-м годам Известно, что изначально здание принадлежало надворному советнику Е.М. Михайлову, затем в 1830-е годы перешло к статской советнице Клеопатре Ильиной, а с 1836 года и до начала ХХ века – купцу Михаилу Федоровичу Щелокову. Дом двухэтажный (пять окон на первом этаже, три – на втором), с мезонином. За эти годы здание не раз перестраивалось. В результате очередной перепланировки дома в дворовой его части количество этажей было увеличено до трех. После революции дом был поделен на квартиры.


На просторах интернета была найдена информация о том, что в здании одно время находилась Сберкасса или почта. Но найти точное подтверждение этому пока не удалось. Как и не удалось найти хоть какой-то клад во время разборки дома. Впрочем, главное богатство – это само здание, единственное уцелевшее, пережившее несколько эпох, хозяев, масштабную застройку центра города и дожившее до 800-летия города.
По плану завершить реставрацию нужно к ноябрю 2021 года, но субподрядчик обещает – сделать это раньше.