tsfnn
ТСФ-НН и Заповедный квартал

Самоизоляция не дает возможности начать работы, организовать волонтеров, но зато появилось время вспомнить, как все начиналось, и рассказать о ценности исторического квартала, наверно единственной в Нижнем Новгороде Заповедной территории.
В Нижнем Новгороде Том Сойер – это не просто фестиваль, это общественное движение ВОПРЕКИ. Вопреки сложившейся традиции уничтожать исторические дома и возводить новостройки, вопреки ультиматумам в отношении власти, вопреки даже здравому смыслу. Ведь ремонтировать мы стали то, что казалось бы, приговорено к сносу.
В других странах дома стоят по несколько столетий, и никому не приходит в голову их сносить. У нас же почему-то сложилась такая отвратительная практика – стирать с лица земли все прошлое и начинать с чистого листа.
У нас же сохранились в городе палаты Олисова или дом купца Чатыгина. Они были построены в конце XVII — начале XVIII века. Почему же к деревянному зодчеству такое отношение…
Ведь дерево, при правильном уходе вполне прочный и надежный материал. Внешне дома может и выглядят непривлекательно, но они живые, в них можно жить, их нельзя ломать. А что ломать нужно, так это стереотипы, что дерево – это гнилушки.
Именно поэтому мы включились в российское движение "Том Сойер". Фестиваль существует с 2015 года, появился в Самаре. Нижний подхватил инициативу только в 2018 году. Раньше это и не могло случиться. Прежние власти не давали градозащитникам шанса.
НО! Два года назад так сошлись звезды, что все получилось. И также как падает звезда, набирая огромную скорость, так и фестиваль стремительно летел к спасению домов. Первопроходцами стали Михаил Иванов, Нина Ершова, Антон Один, Виталий Офицеров, Зоя Рюрикова, Никита Гамзюль, Евгения Джабазян, Дмитрий Петров, Александра Томилова, Виктория Азарова, Марианна Любимова, Павел Юдин, Дарина, Ирина Александровна, я – Юлия Серебрякова, ну и динозавры градозащиты Станислав Дмитриевский, Марина Чуфарина, Владимир Кравцов, Илья Мясковский и конечно Анна Давыдова.
Мы все были на подъеме в тот год. Каким-то чудом нашлись и средства, и партнеры, и даже погода нам благоволила. За месяц, к 21 сентября удалось отремонтировать дом № 18 по ул.Короленко. Квартал заиграл новыми красками, ощущалось притяжение людей, идей и компетенций. Город в лице главы Владимира Панова поощрял нашу инициативу.
От себя могу добавить, что у нас не было времени толком познакомиться, осознать происходящее, мы объединились вокруг общего дела. По сути, мы знакомились только на закрытии фестиваля. Узнавали, кто где работает и как пришел на фестиваль.
Я впервые поверила, что восстановить наследие можно не только в противостоянии, на пикетах и бесконечных переписках с властью. Оказалось, что группа заинтересованных людей вполне может изменить судьбу деревянного наследия, повернуть время вспять, вернуть жизнь в исторический квартал.
Сами, без поддержки из бюджета, без миллионов рублей.
Мы были на такой подъеме! По окончании сезона мы несколько раз собирались вместе, разрабатывали новые планы, готовились создать автономную некоммерческую организацию (АНО) по сохранению домов, разрабатывалась концепция всего квартала. Дом на Короленко, Дом Авдотьи Кирилловны Скворцовой стал нашим неофициальным штабом. У нас появилась надежда на будущее.
Потом шли, и до сих пор идут, длительные переговоры. АНО создано. Дом передан из городской в областную собственность. Он стал полноценным объектом культурного наследия. Ранее был только вновь выявленным объектом. Конечно, очень хочется ускорить процесс приспособления дома под выставочное, музейное пространство, хочется, чтобы здание поскорее стало официальным штабом "Том Сойера" в Нижнем Новгороде. Эта работа незаметна, но она более сложная и кропотливая, чем даже ремонт домов.
Мы не стали останавливаться на достигнутом. И продолжили фестиваль в 2019 году. Перед началом работ мы все были настроены только на победу. Все складывалось самым успешным образом. Были выбраны три дома в квартале церкви Трех Святителей, рядом с Короленко,18. Это дома ул.Новая,22а; ул.Новая,20 и ул.Короленко,16. Была цель - отремонтировать три дома за три месяца лета. И это получилось, почти…
Продолжение следует
Юлия Серебрякова